ngc1365 (ngc1365) wrote,
ngc1365
ngc1365

Categories:

КАК Я СЛУЖИЛ НА ФЛОТЕ. Глава 19. АЛЬБОМ

АЛЬБОМ

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
(Русская пословица)
…Труд на чужих всегда «за страх»,
Но для себя трудись «за совесть»!
(Александр Казанцев)


Расскажу немного о дэмэбэшном альбоме. Альбом – это вершина службы, это итог службы. Альбом – это память о друзьях-сослуживцах, их адреса и фотографии; это тщательно выполненные рисунки и надписи; кропотливо изготовленная обложка – лицо альбома. Каждый карась знает, что рано или поздно настанет его черёд приступить к священному ритуалу. Бережно собираются фотографии, зреют какие-то идеи по оформлению своего собственного шедевра. И вот, ближе к окончанию второго года службы, наконец, покупается собственно альбом. Чаще всего к работе привлекается один из карасей, который, трепетно внемля наставлениям годка, воплощает в жизнь его идеи. Однако ваш покорный слуга поступил несколько иначе. Я рассуждал так: поскольку в альбоме отражена история моей службы на флоте, то никто, кроме меня, не вправе касаться этих страниц, каждая из которых выстрадана пОтом и синяками. Была и другая причина: как же я смогу позже гордиться этим творением, если создавал его (в основном) совсем другой человек? Короче, решение принято, любые помощники отметены. Советы принимались только на словах.

Сразу возникли проблемы с покупкой, так как альбомов нужного формата в продаже не было. Да и не могло быть: дело происходило, если не забыли, в военно-морской базе. Пришлось писать домой, и в одной из посылок альбом наконец прибыл. Единственным недостатком оказались слишком тонкие листы – ватман, а вообще-то нужны картонные. Я забыл про этот недостаток и, как показало будущее, не ошибся.
Альбом требовался разборный, поскольку каждый лист изготовлялся отдельно. Сначала производилась так называемая «грунтовка» – посредством старой зубной щётки разбрызгивалась разноцветная гуашь. Используя различные трафареты, можно было оставлять незакрашенные участки или даже делать сложные комбинации фигур. Я видел альбомы некоторых моих товарищей. Фантазии не было границ. Мой на их фоне несколько бледнеет. Зная, что «листателям» альбома сравнивать будет не с чем, я благополучно забыл и про этот факт.

Фото_ДМБ
На первом листе альбома в центре помещалась последняя на тот момент студийная фотография автора (и главного героя)

Далее на листы аккуратно наклеивались фотографии. На лицевую сторону – студийные снимки сослуживцев. Сначала свой год, потом годки на момент твоего прихода в АСП и далее по убыванию. На обратную сторону наклеивались любительские снимки или же студийные, но не связанные непосредственно с вышеупомянутыми ликами друзей-сослуживцев. На первом листе альбома в центре помещалась последняя на тот момент студийная фотография автора (и главного героя). Листы альбома перекладывались листами кальки, на которые были нанесены тушью рисунки. Обычно это были корабли. Для своего творения я выбрал изображения кораблей с последней страницы одного из военно-морских журналов, подшивки которого валялись в Ленинской комнате. Работа была очень кропотливая и продвигалась довольно медленно. Благо, времени хватало на всё. Далее – обложка. Обычно распарывалась старая суконная фланка, сшивалась в один кусок, и этим материалом всё обтягивалось. Недостаток этого способа – видимый шов. Пришлось написать родителям, и в итоге я получил полметра очень красивого тёмно-синего бархата.
На внутренние стороны обложки тоже делались специальные рисунки. У меня это – карта Балтийского моря, стилизованная под глубокую старину; и Нептун, в руке которого Указ о ДМБ. Для лицевой стороны обложки также изготавливались особые прибамбасы. Процесс ужасно долгий, сейчас ни за что не взялся бы за него. Из нержавейки надфилями выпиливались буквы Liepaja, а из оргстекла – буквы ДКБФ и военно-морской флаг. С обратной стороны флаг красился соответствующим образом, а плексигласовые буквы заливались окрашенной эпоксидной смолой и сажались на мятую фольгу. После высыхания все детали наклеивались на обложку. Кажется, получилось красиво.
Обложка и готовые листы свинчивались специально сделанными винтами. Головка винта и гайка приклеивались к выпуклым кругляшкам из той же нержавейки. Некоторые ребята выгибали пятаки гербом наружу, получалось ещё эффектнее. И вот альбом полностью готов. Одному Богу известно, сколько времени на него потрачено!
Последняя проблема, связанная с альбомом, это доставка его домой. Самый эффектный способ – «дипломат» уволенного в запас. Одновременно это и самый опасный путь. Элементарный осмотр саквояжа грозил изъятием творения и безвозвратной потерей оного. Был выбран обходной манёвр – отправка посылки домой. За пару недель до предполагаемого ДМБ альбом бережно упаковался в коробку, которая была затем обшита материей. Сверху написан адрес и стоимость содержимого. Долго-долго шёл я до почты, и внутри всё дрожало. Однако дошёл без происшествий, и альбом был благополучно отправлен домой.

Альбом_ДМБ
Сейчас этот шедевр лежит передо мной...

Сейчас этот шедевр лежит передо мной. Снаружи смотрится ещё ничего, но внутри – состояние довольно плачевное. Многочисленные жёлтые пятна от клея ПВА, специфический запах, сомнительного качества фотографии. Буквально полчаса назад обнаружил две одинаковые на разных листах. Оставить, как есть или наклеить другую? Благо, в одной из коробок валяется ещё целая пачка. А на другом листе одного снимка не хватает: Вовка С-ин не удосужился в ателье сходить. Впрочем, прошло много лет и, наверное, поздно что-либо переделывать. А может, и нужно оставить всё как есть, вернее, как было на момент завершения работы – весна 1984 года. Это – память, а память остаётся такой, какая она есть. Переделать её нельзя.

Глава 20
К оглавлению
Tags: 1981, 1982, 1983, 1984, АСП, АСС, БАСС, ВМФ, ДКБФ, Крым, Латвия, Лиепая, Севастополь, воспоминания, мемуары, служба, флот
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author